Историческая справка

Земля моя, Шелеховский район: исторические очерки

Шелеховский район расположен на юге Иркутской области, в долине рек Олха и Иркут, вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, в 17 км от областного центра г. Иркутска.

 

Шелеховский район – один из самых молодых районов Иркутской области, но при этом один из самых индустриально развитых, образован в 1993 году.

Здесь горные реки, глухая тайга и величественные скальники останцы соседствуют с гигантами промышленных производств.

В 26 населенных пунктах района проживает более 65 тыс. человек.

 

Археологические находки в районе пос. Пионерск

Археологические находки в районе пос. Пионерск

С древнейших времен долина реки Иркут была заселена человеком. В пос. Пионерск выявлены стоянки древнего человека периода неолита (1-е тысячелетие до н.э.) и позднесартанского времени, что свидетельствует о заселенности данной территории еще 13-14 тыс. лет назад. Следы жизнедеятельности древних людей обнаружены также вблизи сел Введенщины, Моты, Шаманки.

Иркутский Вознесенский мужской монастырь (1905-1906гг.).jpg

Иркутский Вознесенский мужской монастырь (1905-1906гг.)

История освоения земель Шелеховского района и возникновения первых поселений в ХVII веке тесно связана с Иркутским Вознесенским мужским монастырем. В 1688 году Вознесенскому монастырю царской грамотой были дарованы плодородные земли по р. Иркут, где и были основаны Введенская слобода и Баклашинская деревня.

На землях монастыря селились крестьяне «для пашни», вольные «гулящие» люди, ссыльнопоселенцы, новокрещенные буряты и эвенки.

Основными занятиями крестьян были земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, лесной и известковый промысел.

 

Фрагмент «Чертёжной карты Сибири 1701 г.», составленной С. У. Ремезовым и его сыновьями. На карте обозначены деревни Олха, Моты, Баклаши и Введенская слобода.

Фрагмент «Чертёжной карты Сибири 1701 г.», составленной С.У. Ремезовым и его сыновьями. На карте обозначены деревни Олха, Моты, Баклаши и Введенская слобода..jpg

Водяная мельница. Музей «Тальцы»

Водяная мельница. Музей «Тальцы»

Наличие собственного зерна вызвали потребность в поиске источников энергии, для его переработки. В селах Введенщина и Олха были построены первые мукомольные мельницы, которые принимали в день, порой до 50 обозов зерна.

В районе рек Иркут и Олха производилась добыча извести. Разработкой известковых карьеров занимались купцы Могилевы и Баженовы, поставлявшие в город Иркутск до 5 тысяч возов извести в год.  

Проект Нового пути по Кругобайкальскому тракту и между г. Иркутскоми Введенской станцией через с. Олхинское на Моты. Кругобайкальский тракт и оз. Байкал19 в. 

Проект Нового пути по Кругобайкальскому тракту и между г. Иркутскоми Введенской станцией через с. Олхинское на Моты.

Кругобайкальский тракт и оз. Байкал19 в.

Интенсивному хозяйственному и промышленному развитию края в последней четверти XIX века послужило строительство Кругобайкальского (Кругоморского) тракта. Трасса проходила вдоль реки Иркут и была удобна тем, что можно было использовать натуральную повинность населения притрактовых сел.

 

Дом станционного смотрителя в с. Введенщина

Дом станционного смотрителя в с. Введенщина

Одновременно со строительством тракта началось строительство почтовых станций. В 1863 году Положением Высочайшего Сибирского комитета разрешена постройка 11 станционных домов, и Введенщина стала первой почтовой станцией на пути из Иркутска к южному Прибайкалью. Именно поэтому село часто упоминается в записках путешественников. Один из них, Алексей Матрос, в 1823 году пишет: «От Иркутска до Култука считают 93 версты. Перемена первых лошадей в слободке Введенщина за 25 верст от города». В путевых заметках «С берегов Байкала» историк В. И. Вагин отмечает: «Ямщики не соглашаются брать. Дорога гористая, трудная. Лишь написав квитанцию, на почтовых лошадях я добрался до Введенщины».

Домик станционного смотрителя в селе Введенщине сохранился до наших дней.

Самая короткая дорога от Кяхты до Иркутска. Фото Н. А. Чарушина. 19 в.

Самая короткая дорога от Кяхты до Иркутска.
Фото Н.А. Чарушина. 19 в.

Строительство Кругобайкальского тракта вовлекло жителей близлежащих сел в торговые отношения с Китаем. Крестьяне занимались извозом и сопровождением обозов с российскими товарами и пушниной в Кяхту и обратно в Иркутск с китайским шелком и чаем.

 

Крестьяне сел Олха, Введенщина, Моты, Баклаши и Акинино заготавливали и плавили лес по рекам Олха и Иркут. Олхинцы сплавляли до 3 тысяч брёвен в год.

 

Сплав леса в деревне Олха. Фото. И. Портнягина. Начало 20 в.

Сплав леса в деревне Олха.
Фото. И. Портнягина. Начало 20 в.

 

С развитием транспортного сообщения, наличие мукомольных и лесопильных механизмов повлекло за собой создание сопутствующих производств. В 80-е годы XIX века основано дегтярное производство. В двух верстах от Введенщины работал дегтярный завод иркутского мещанина Михаила Розенберга, в Баклашах – завод дворянина Рохлинского. В 1886 г. в 4-х верстах от деревни Моты по ключу Широкопадскому открылся скипидарный завод иркутского мещанина Павла Мичурина. Подобное производство было и в селении Олхинское.

Почти в каждом селе были свои хлебозапасные магазины, кузницы, пожарные обозы, мелочные лавки и питейные заведения.