Если вы еще сомневаетесь, изучать или нет вам иностранный язык, то ответ однозначный – изучать, причем в любом возрасте, на любом этапе вашей жизни и любой иностранный язык.
Конечно, для этого нужна нешуточная мотивация, ведь иностранный язык – это не решение примеров, где важно понять некий закон, правило и дальше применять его и получать решение.
Изучение иностранного языка связано, прежде всего, с осмыслением того, как устроено наше мышление, понимание мира, происходящего вокруг, других людей. Это можно представить как огромную сеть с определенной конфигурацией ячейки. Сетью мы накрываем все существующее, всю информацию и вытягиваем то, что соответствует этой ячейке.
Овладевая другим языком, мы начинаем понимать, какой улов достается представителям другой культуры, чем отличается от нашего. Бонусом является большее количество смыслов, выловленных из одной и той же реальности.
Понимание грамматики другого языка обязательно заставит вас задуматься над правилами, действующими в родном языке. Прояснятся автоматически используемые при оформлении мыслей готовые шаблоны.
Понимание шаблонности речи сделает вас более критичными к восприятию речи окружающих и требовательными к своим словам. Одним словом, вы станете более умными, сможете более точно формулировать то, что желаете выразить. И это только от изучения грамматики другого языка.
Если говорить о фонетике (звуках), то это очень увлекательно – осваивать другую систему воспроизводства речи. Оказывается, умение перестраиваться на другой язык зависит от тонких и точных движений органов речи. Это можно сравнить с настройкой музыкального инструмента перед концертом. Для красивой и свободной иноязычной речи необходима культура движений нашего языка, которая достигается регулярными несложными упражнениями, поначалу сбивающими с толку, а затем очень даже увлекающими.
Любовь к иностранному языку связана с удовольствием, которое возникает от осознания успеха.
Если говорить о влиянии иностранного языка на память, то здесь следует понимать механизм запоминания и хранения слов, образов, понятий. Это, прежде всего, ассоциации, которые работают как электрическая цепь. При сигнале – услышанном слове – ток бежит по «проводам». Это нервные импульсы передают по сети сигналы и вдруг загорается лампочка – Бинго! – мы вспоминаем где, когда, при каких обстоятельствах слышали это слово, фразу. Моментально вспоминаем контекст, и значение становится понятным.
Чем больше будет таких ассоциативных активаций, чем чаще они будут происходить, тем быстрее и точнее станет наша память.
Еще одна сторона, которая привлекает к изучению иностранного языка – это изучение культуры, реалий жизни другого народа. Ведь язык, речь контекстуальна, она не возникает в вакууме, без повода.
Это всегда конкретное обращение к конкретным людям по конкретному поводу. Поэтому для понимания сказанного или написанного, нужно считывать очень много информации: не только речевой, но и фоновой.
Возьмем, например, разговор в семье. Для выстраивания диалога нужно понимать социокультурный фон: к какому социальному слою принадлежит семья, какого типа отношения поддерживаются в большинстве благополучных/неблагополучных семьях, как распределяются обязанности между членами семьи, как обстоят дела у них с обеспеченностью жильем, где покупают продукты, готовят ли сами или предпочитают питаться вне дома, как устроен быт в плане стирки, уборки, какими пользуются бытовыми приборами и т. д.
Для нас эта информация является подсознательной, мы автоматически ее используем, что затруднено в иноязычной среде. Нужно вникать, обдумывать и учитывать все детали. А это вовлекает в литературу, историю изучаемой страны через чтение, просмотр фильмов, путешествия.
Изучение иностранного языка – это увлекательное, затягивающее вас путешествие, маршрут и сроки которого вы определяете сами.
Но имейте в виду, на первых порах вам может понадобиться хороший экскурсовод и путеводитель, чтобы вывести из пока еще непролазных дебрей страхов, неумения, сомнений на широкую дорогу, ведущую к радости познания, овладению коммуникативными умениями и развитию своих способностей.
До встречи на маршруте!
Светлана Анатольевна Корнилова,
преподаватель английского языка ГБПОУ ИО ИРКПО,
руководитель инновационной площадки «Soft skills»
kornilova67@mail.ru
Напомним, в нашей библиотеке вы можете взять книги, которые помогут выучить иностранные языки.
Шах — Назарова, В. С.
Учимся говорить по-английски [Текст] : сборник текстов и упражнений : учебное пособие / В. С. Шах — Назарова. — Москва : Светотон, 1995. — 336 с..
Слоненко, Т. Б.
Как запоминать английские слова [Текст] / Т. Б. Слоненко, И. Ю. Матюгин. — Москва : РИПОЛ классик, 2000. — 416 с.
Петрова, А. В.
Самоучитель английского языка [Текст] / А. В. Петрова. — Москва : Ростинтэр, 1999. – 430 с.
Майерс, Л. М.
Пишем по-английски [Текст] : руководство по грамматике и письму на англ. языке / Л. М. Майерс. — Санкт-Петербург : Лань, 1997. — 448 с.
Мои первые 1000 английских слов [Текст] : учебный словарь с примерами словоупотребления. — Москва : Астрель : АСТ, 2011. — 255, [1] с. — Загл. обл. : Самый быстрый способ выучить английский язык с волшебной прозрачной закладкой.
Шпаковская, З. Н.
Английский для загранпоездки [Текст] = English for going abroad : русско-английский разговорник / З. Н. Шпаковская. — Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. — 379, [2] с. ; 17 см. — (Разговорник).
На обл. в подзаг.: 17 тематических разделов, в которых отражены современные реалии зарубежной действительности, в каждом разделе небольшие вставки информативного характера, рекомендации по написанию русских названий и имен по-английски.
Английская азбука в картинках [Текст] / А. А. Казак, Н. В. Казак. — Москва : ВЛАДОС, 1996. — 32 с. : ил.
Гивенталь, И. А.
Английский с нуля для детей и взрослых [Текст] / И. Гивенталь, А. Задорожная. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 352 с. : ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Матвеева, С. А.
Быстрый английский для ленивых [Текст] / С. А. Матвеева. — Москва : АСТ, 2017. — 222 с. : ил. — (Самоучитель для лентяев). — 3 000 экз.
Державина, Виктория Александровна (российский филолог). Все правила английского языка в схемах и таблицах [Текст] : самоучитель / В. А. Державина. — Москва : Lingua : АСТ, 2019.
Японский язык [Текст] : три книги в одной. Грамматика, разговорник, словарь / сост. Н. В. Надёждина. — Москва : АСТ, 2013. — 224 с. — (Карманный самоучитель).
Здравствуй, японский язык! [Текст] : [учебное пособие / сост. О. Высочин [и др.]. — Токио : Топпан инсацу, 1994. — 216 с. : ил.
Китайский язык [Текст] : три книги в одной. Грамматика, разговорник, словарь / сост.: Н. Н. Воропаев, Ма Тяньюй. — Москва : АСТ, 2013. — 371, [3] с. — (Карманный самоучитель).
Хуан Шуин.
Давайте поговорим по-китайски! : новый самоучитель разговор. кит. яз. / Хуан Шуин, М. В. Крюков. — Москва : Восточная книга, 2009. — 255 с.
Дугин, Станислав Петрович (украинский репетитор ; 1955- ).
Cамоучитель французского языка [Текст] : новая методика обучения / Станислав Дугин. — Ростов-на-Дону : Феникс ; Сумы : Университетская книга, 2013. — 223 с. : табл. ; 21 см. — (Серия «Без репетитора»).
В скором времени ожидается поступление новой литературы.