Олха
Село Олха расположено вдоль одноименной реки в предгорьях Восточных Саян. Название села происходит от бурятского слова алаха – убить, колоть, забивать или от эвенкийского ол – «растерзать» (о звере). Возможно, местность отличалась богатством зверя и рыбы, добываемых древними охотниками и рыболовами.
Казак-землепроходец |
Пряжка от казачьего ремня, найденная на территории с. Олха |
Примерно 300 лет назад на берегах рек Большой и Малой Олхи появились первые Олхинские поселения. Село заселялось в основном пришлыми людьми, также казаками, пришедшими с атаманом Похабовым.
Со второй половины XIX века в селе стояла казачья сотня Иркутского конного полка, сыгравшая существенную роль в жизни села. По воспоминаниям старожилов, основателем села был Никон Кошкин, позднее пришли Воротниковы – охотники (основателем их был казак с Воронежской губернии), Чистофоровы, Парфеновы, Ивановы, Воловы, Андреевы. С Тункинской долины пришла семья Постниковых. И до сих пор в селе эти основные фамилии преобладают.
В середине XIX века в селе была расквартирована вторая сотня иркутского полка. Олха стала казачьей станицей и административным центром казачества, которому подчинялись близлежащие селения. Крестьяне, проживавшие вместе с казаками, были переведены в казачье сословие. По переписи 1868 года Олхинская станица насчитывала свыше полутысячи душ казачьего населения. В 1881 году село Олха состояло из 120 дворов: крестьянских, военных казаков и поселенцев.
20 февраля 1881 года священник Введенского прихода Стефан Благообразов обратился с прошением от крестьян села Олхи к архиепископу Иркутскому и Нерченскому Вениамину о построении церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского: «Его высокопреосвященнейшему Вениамину Архиепископу Иркутскому и Нерченскому от Священника Благочинного Стефана Благообразова. Имею честь при сем представить Вашему Высокопреосвященству на утверждение Приговор Крестьян села Олхинского прихода Верхиркутской Введенской церкви коим они изъявляют желание построить церковь в своем селении во имя Святителя и Чудотворца Николая вместо малопоместительной и ветхой Часовни. Все расходы на постройку Церкви они принимают на себя. Построить по плану и фасаду Максимовской Троицкой Церкви»
Церковь возводилась на деньги прихожан, «добротных дателей граждан города Иркутска» и «олхинских арендаторов известковых гор» иркутских купцов Ивана Петровича Баженова и Гавриила Иннокентьевича Могилёва. Олхинские крестьяне поставляли лес для строительства церковного здания, колокольни и ограды. Известно, что, когда иркутские купцы прекратили пожертвования на строительство храма, была создана «сборная книга», на основании которой собирались добровольные подаяния.
Сохранившаяся часть здания Церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского
В 1883 году строительство храма было завершено. Храм освятил архиепископ Иркутский и Нерченский Вениамин. Церковь представляла собой одноэтажное строение с колокольней, ограда вокруг церкви была деревянная с воротами. В селе до сих пор помнят богатое внутренне убранство храма: величественный иконостас, золоченые «царские врата», красивые иконы с богатыми окладами, усыпанными драгоценными камнями. Справа от входа находилось церковное кладбище, где хоронили богатых и знатных людей села. Во дворе храма стояла деревянная пушка, изготовленная олхинским крестьянином Алексеем Ефимовичем Постниковым. Пушка стреляла в полночь в честь праздника святой Пасхи, собирая сельчан на всенощное богослужение.
Основными занятиями олхинских крестьян были хлебопашество, животноводство, охота, рыболовство заготовка и сплав леса. Яровая рожь была основной земледельческой культурой. Она занимала больше половины посевных площадей. Из других злаковых культур возделывались пшеница, овес, ячмень, просо, горох, гречиха. Все больше стал распространяться картофель, который постепенно становится одним из основных продуктов питания.
Значительную роль в жизни деревни играла сельская община. На сельских сходах избирался староста, рассматривались вопросы о принятии и исключении членов сельского общества, решались проблемы землепользования. Ссыльным поселенцам принимать участие в сходах запрещалось. Община имела свой амбар-мангазею, куда после сбора урожая каждый двор сдавал по несколько мешков зерна, чтоб иметь запас семян для посева на следующий год. Сельская община содержала церковь, священнослужителей, школу, пожарный обоз.
В XIX веке богатая дикая природа, лесные и водные ресурсы, плодородные земли, залегания известковых пород обусловили интенсивное промышленное и хозяйственное развитие села.
Ведомость о числе домов и других зданий Олхинского селения Смоленской волости Иркутской губернии за 1888 год
В Еловой пади открылся скипидарный завод. Промышленной разработкой известковых карьеров занимались иркутские купцы Могилевы и Баженовы, поставлявшие в город Иркутск до 5 тысяч возов извести в год. Известь использовали при возведении церквей, соборов и домов в Иркутске. В советское время предприятия иркутских купцов преобразованы в промартель «Олхинская известь». Промартель содержала конный завод и тепличное хозяйство, где выращивали овощи для рабочих артели.
Одним из важных видов деятельности олхинских селян были заготовка и сплав леса. Заготавливали и плавили лес от пади Кук-Юрта и Безымянной на устье реки Иркут до 3 тысяч брёвен в год.
В селе работала мельница. В 1883 году она была сдана в аренду на 10 лет польскому мещанину А.С. Ястшинскому, в 1911 году – крестьянину из Вятской губернии М. Бушмакину. Мельница принимала зерно с окрестных сел, порой до 50 обозов в день. В 1933 году, река Олха сменила русло, и мельница была постепенно разобрана.
Строительство Кругобайкальского тракта вовлекло жителей близлежащих сел в торговые отношения с Китаем. Олхинские крестьяне занимались извозом и сопровождением обозов с российскими товарами и пушниной в Кяхту и обратно в Иркутск с китайским шелком и чаем.
Летом 1861 (1863) году наводнение на реке Иркут значительно разрушило участок Кругобайкальского тракта между селами Смоленщиной и Введенщиной. Были уничтожены 15 верст дорожного полотна, и размыты мосты. Эту часть тракта решено было не восстанавливать и проложить новый участок по существующей проселочной дороге через Олху, минуя Смоленское и Введенское селения. Новая дорога сокращала расстояние между Иркутском и Мотской станцией на 7 верст. Дорога была удобна тем, что исключалось её разрушение водами Иркута. Однако участок использовался недолго, так как новое направление лишало население хорошо отлаженных транспортных связей. Тракт вдоль Иркута между селами Смоленщиной и Введенщиной был восстановлен.
В XIX веке село Олха считалось зажиточным. 99 крестьянских дворов из 118 имели от 1 до 3 наемных работников. В каждом дворе держали по 4-5 лошадей, коз, овец, свиней. В селе содержались четыре питейных заведения, торговая мелочная лавка, гончар, пасека, работало две кузницы и бондарка, где производили деревянную посуду, лыжи и палки.
В 1895 году открылась церковно-приходская школа грамоты, приписанная к Введенскому приходу. Первой учительницей в школе была дочь псаломщика Екатерина, с 1905 года – жена дьякона Дарья Михайловна Попова. В школе обучались дети из местных крестьян. Среднее число учеников составляло 33 человека, наибольшее количество учеников обучалось в 1906 году – 47 человек. Всего учащихся, выдержавших экзамен за все годы составляло 87 человек: 61 мальчик и 26 девочек. Учебный год длился с 15 сентября до мая месяца следующего года. Такие сроки объясняются тем, что ученики осенью и весной работали вместе со взрослыми, выполняя многочисленные сельскохозяйственные работы. Учебный день начинался общею молитвою, которую ученики читали поочерёдно, общеизвестная молитва читалась всем классом. Первым уроком ежедневно был закон божий (1 час). Остальные уроки велись по расписанию по 4 урока в день. Ученицы школы пели в церковном хоре. В праздничные дни все ученики участвовали в богослужении: пели, читали молитвы и т.д. За здоровьем учеников следили как заведующий, так и учительница, помогая советом и оказанием медицинской помощи. При школе была аптечка. На содержание сторожа и отопление школы сельская община тратила 125 рублей. Плата за обучение детей не взымались.
В 1911 году с. Олха входило в Смоленскую волость Иркутского уезда, имело 175 дворов, в нём жило 1086 человек (526 мужчин, 495 женщин, 65 детей).
В первые годы советской власти в селе создана коммуна имени Н. Каландаришвили. В 1927 году образован сельский совет. В 1929 году появились первые колхозы: им. Я. Свердлова, «Партизан», «Утро 14 мая». В 1934 году они объединились в колхоз им. В.И. Ленина. В эти же годы открывается изба-читальня по улице Майской.
В 1930-х гг. жертвами сталинских репрессий стали два односельчанина: И. Попов и М. Чистофоров.
В 1936 году закрыта церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Община верующих, не смогла сохранить храм, так как подавляющее большинство селян (более 380 человек) выступили за ликвидацию церкви. Священнослужителю Иерею Иерофеевичу Батурину пришлось «добровольно» отказаться от службы. Здание церкви частично сохранилось до наших дней и используется как жилой дом.
В 1941 году в селе Олха началось строительство железнодорожной линии № 12 «Иркутск – Слюдянка». Сооружение линии связано с затоплением участка железной дороги от Иркутска до станции Байкал после сооружения Иркутской ГЭС. До начала Великой Отечественной войны рельсы проложили до тридцатого километра (ныне остановка Летняя). Во время войны строительство железной дороги приостановилось. К полномасштабным работам на линии Иркутск-Слюдянка вернулись только весной 1945 года, когда на стройку начали прибывать специальные формирования и железнодорожные войска.
В годы Великой Отечественной войны ушли на фронт более ста односельчан. Среди них были 11 человек по фамилии Парфеновы, 17 Постниковых, 35 Кошкиных. С войны домой не вернулись четыре Парфеновых, пять Постниковых, девять Кошкиных, Шестаковы, Воротниковы и другие. В 2009 году ученики олхинской школы №7 начали писать Книгу воинской доблести села, которая охватывает период с ХVII века и до наших дней. В её создании приняли участие не только ученики и учителя школы, но и жители села. Самые трагические страницы в Книге посвящены Великой Отечественной войне.
После окончания войны в Олху прибыли японские военнопленные. На территории села разместилось Иркутское лагерное отделение № 32, в котором находилось несколько десятков военнопленных. Некоторым пленным разрешено было жить в деревенских избах, и они могли свободно перемещаться по окрестностям села. Труд военнопленных использовался на строительстве железнодорожного полотна и валке леса. На олхинском кладбище сохранились два японских захоронения. В 1992 году Ассоциация военнопленных Японии «Ягода-Кай» установила на месте захоронения памятный столб и мемориальную доску.
В 1946 году олхинская школа переехала в бывшее здание детского дома, где во время Великой Отечественной войны размещались эвакуированные дети с западных областей страны. В разное время к зданию школы были пристроены дополнительные помещения для начальных классов, столовой, мастерских и спортзала.
Почетный караул у обелиска Славы
В 1993 году село Олха вошло в состав Шелеховского района. В 1999 году образовано Олхинское внутримуниципальное образование, в состав которого вошли населенные пункты Летняя и Дачная. Для осуществления полномочий органов местного самоуправления была создана сельская администрация.
В 2000 году в школе создан военно-поисковый отряд «Олха» для подростков старше 12 лет под руководством учителя истории Улыбиной Татьяны Геннадьевны. Бойцы отряда изучают историю родного края, собирают краеведческий материал по истории села, ведут поисковую работу по местам боевой славы России, находят и предают земле останки безымянных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Свою деятельность отряд ведет в тесном сотрудничестве с советом ветеранов и казачьей общиной села.
В 2005 году на территории Олхинского муниципального образования состоялись выборы в местные органы самоуправления, на которых впервые были избраны депутаты Думы и Глава Олхинского муниципального образования.
Казачья община Олхинской станицы
В 2011 году создана Олхинская казачья община казаков России. Атаман общины потомственный олхинский казак, известный российский писатель Г.И. Романов, автор книг «Иркутск казачий», «Спасти Колчака!», «Спасти Каппеля! Под бело-зеленым знаменем» и др. Книги Г. И. Романова про казаков, родное село, историю России и город Иркутск, который присутствует фактически в каждом романе писателя.
Современное здание церкви в с. Олха
В 2011 году на пожертвования от частных лиц, предприятий и общественных организаций построен новый храм во имя Святителя Николая Мирликийского. При храме открыта воскресная школа для детей.
Дорога к дачам. Фото 1908 г. (Дачами в первой половине 19 века назывались крупные лесные участки)
Отдых и туризм
Природные достопримечательности села ещё в начале XIX века были привлекательны для отдыха иркутских купцов и их семей. Купеческие семьи сюда любили приезжать и зимой, и летом. Здесь есть все для прекрасного отдыха: живописные ландшафты, горная река, реликтовый хвойный лес с участками березовых рощ с подлеском из кустов багульника, с лесными цветами, земляникой и грибами.
Одна из самых известных природных достопримечательностей села – река Олха. Она образуется при слиянии рек Большая Олха и Малая Олха и течёт с юга на север по Олхинскому плато. Главные притоки Олхи реки: Безымянка, Ханчин, Сырой, Кук-Юрт. По берегам реки расположены скальники-останцы Витязь, Идол, Черепаха, Сибиряк и др.
В летнее время русло реки используется для сплавов на каяках.
Дом отдыха Олха. 1950-е гг.
В 1930-х гг. в селе открылся дом отдыха «Олха», который принимал в сезон до 500 человек.
База отдыха Голубые Ели https://223-223.ru/company/87744/
В конце 1950-х начале 60-х гг. ХХ века открылась туристическая база отдыха «Голубые ели». База располагает благоустроенной территорией и развитой инфраструктурой. Отдыхающим предлагается широкий выбор услуг и качественный сервис. Возможности турбазы обеспечивают гостям активный и интересный отдых на фоне живописных лесных и горных пейзажей. «Голубые ели» могут одновременно принять 160 гостей. В летнее время на базе отдыха работает детский оздоровительный лагерь.
Скважина 27-БИС. Олхинское месторождение минеральных вод
Более 500 миллионов лет назад (нижний кембрий) на месте Олхинского плато располагалось море. Родниковые воды плато, проходя через донные отложения древнего моря и различные горные породы, насыщенные минералами, приобрели бесценные целебные качества и стали на поверхности минеральной.
В 1968 году на реке Олха геологи пробурили первую скважину глубиной 302 метра, из которой на поверхность подняли воду сбалансированного минерального состава. В 1987 году пробурили вторую скважину № 27-БИС глубиной 352 метра, что позволило начать промышленный розлив минеральной воды «Иркутская». Источник способен выдавать в день около трехсот тысяч литров воды. При сегодняшнем уровне потребления воды хватит еще на 200 лет в неизменном составе.
Минеральная вода «Иркутская» является дипломантом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», регулярно удостаивается наград на престижных выставках.
В 1978 году на правом берегу реки открылся горнолыжный комплекс «Олха». На территории комплекса функционирует несколько трасс, как для профессиональных, так и начинающих лыжников. Самые длинные трассы имеют протяженность 1500 м. и 1900 м. с перепадом высот в 300 м. Для тех, кто впервые встаёт на лыжи оборудована специальная небольшая трасса, ее длина не превышает 130 м. Комплекс оборудован подъемниками и системой искусственного освещения. Во время зимнего сезона здесь отдыхает до 2 тыс. человек. В 2004 году создана Иркутская детско-юношеская спортивная школа катания на горных лыжах, которая успешно работает на горнолыжном комплексе. На трассе проходят соревнования по слалому-гиганту, параллельному слалому, сноуборду.
В летний и осенний период на территории горнолыжной трассы проводятся соревнования по маунтбайку. Любители горных велосипедов участвуют в скоростном спуске и параллельном слаломе.
В 2015 году в селе на базе семейной усадьбы Романовых открыт клуб верховой езды «Гармония». В клубе инструкторы из числа местных жителей занимаются иппотерапией с детьми, страдающими формами заболевания опорно-двигательного аппарата, аутизмом и другими психоневрологическими расстройствами и заболеваниями.
Литература:
Воротникова, Ю.В. История нашего села / Ю. В. Воротникова // Олхинские вести. – 2006. – № 3. – июнь.
Гурулёв, С. А. Географические названия Иркутской области : топонимический словарь. / С. А. Гурулёв.– Иркутск, 2015. – С. 558.
Зырянова, М. Ю. История сибирского села Олха / М.Ю. Зырянова // От чистого истока : информ. вестн. Вып. 4 / сост. Н. И. Волкова, М. Ю. Зырянова. – Шелехов, 2000. – С. 54–58.
История создания сельской администрации // Олхинские вести. – 2012. – 16 авг.
Кузнецов С. И. Япоские военнопленные на территории Шелеховского района. // Пойдем ныне по своему Отечеству : инф. вестник. Вып. 3 / сост. Н. И. Волкова, М. Ю. Зырянова – Шелехов, 1998. – С.66–67.
Не обойдут стороной Олху туристы / подгот. Л. Филиппова // Шелеховский вестник. – 2018. – 19 окт. – С. 24.
Никольская церковь с. Олха // Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии 17 – начало 20 века: научно-справ. изд. – М., 2000. – С.349.
Святитель Николай Чудотворец // Олхинские вести. – 2011. – 21 дек.
Филиппова, Л. Поселились в Олхе казаки / Л. Филиппова // Шелеховский вестник. – 2013. – 20 дек.
Шелеховский архив: вчера, сегодня, завтра… / сост. Л.М Любочко. – Шелехов, 2018. – С. 152–156. – ил.
Основание церкви святителя Николая в селе Олха // https://iemp.ru/main_news.php?ID=1825
Петрушин, Ю. А. Страницы истории 12-й железнодорожной стройки: Иркутск – Слюдянка (1939–1956 гг.) // https://www.penpolit.ru/papers/detail2.php?ELEMENT_ID=1230
Филиппова, Л. «Гармония для души» / Л. Филиппова // https://www.sheladm.ru/news/4837.html