В Шелеховском районе, в среднем течении реки Олха, на Олхинском плато среди тайги нет более привлекательных и посещаемых мест, чем скальные останцы. Влечет к ним людей диковинный вид природных изваяний, выполненных из гранита природой. Популярность скальников с каждым годом растет, их посещают туристы, студенты, школьники, любители природы. Частые посетители и жители Большого Луга.
Вечная тяга к прекрасному и неизведанному тянет любителей природы к этим каменным изваяниям, их «…история освоения началась с 50-х — начала 60-х годов прошлого века, а точнее с 1963 года», — писал в своей статье Владимир Тракай, лесник подкаменского лесничества шелеховского лесхоза.
Охотники и изыскатели давно дали названия наиболее высоким и заметным в тайге спальникам. Так получили свои прозвища дотоле безвестные «Витязь», «Старуха», «Идол», «Зеркала», «Лев», «Варан» и т.д.
Однажды обратилась ко мне с просьбой заведующая экологическим музеем Марина Павловна Бакина создать о спальниках, этих памятниках природы, — легенду. Я попробовала, ну, а что получилось, это вам судить, уважаемые читатели….
Валентина КОКШАРОВА,
библиотекарь сельской библиотеки п.Большой Луг
Старуха, Витязь, Идол
Передается из поколения к поколению рассказ старой якутки. Давным-давно это было. На эти места шли полчища Чингисхана. Жестокие были их нравы и власть. Объединился народ, сплотился и отправил гонца-воина в стан врага узнать о замыслах монголов. Проведали про то враги, схватили усачи воина, пытали, мучили; сам сын Батыя при скопище монголов насмехался: «Сотру я вас с лица земли, детей и стариков в плен возьму, а девок — для услады воинам своим». Настала ночь, затихло все кругом, лишь часовой не спал, таращил все глаза да песню пел свою на непонятном языке. Молился Витязь, просил ночь монгола усыпить. И сморила часового ночь, витязь тихо-тихо распутал веревки, скрылся в степи, прихватив вороного коня. А по утру рассерженный хан жестоко избил сторожа-монгола, отправил за витязем вслед. Приказал: «Немедленно поймать и к нему доставить!»
К тому времени далеко уже ускакал наш витязь, а монгол по пути к матери домой зашел, рассказал про горе свое. «Не беспокойся, — сказала мать. — Не вернется он в отчий дом». Выйдя из юрты, откинула полог и крикнула, словно каркнула; подлетел ворон седой, прыгнул наземь и превратился в старика. «Что нужно тебе от меня? Я стар уже. Под курганом место мое». Старуха отвечает: «Выполнишь, вот тогда на покой тебя отпущу. Лети вперед, держись по ветру, увидишь, человек идет, запутай все его пути».
Много времени прошло, как Витязь наш ускакал в дальние края, в чужую сторону. Родная матушка, не получая долгое время весточки от сына, пустилась искать его в дальний путь. Вещунье сердце подсказывало, что ждет его беда. Торопится она через леса, болота, идет лесными тропами сына своего спасать. И вот очутилась в долине, края которой окаймляли высокие скалы. На них свой взор устремила она.
В это время взошел на край скалы наш Витязь, посланник народа. Задумался. Тем временем ворон подлетел, крылья расправил и с небес камнем упал на Витязя, в пропасть его столкнул. Содрогнулось все вокруг, полетели камни россыпью со скалы. Конь, напуганный камнепадом, сорвался с места и ускакал. Видела мать смерть сына, наземь упала. Взмолилась, руки к небу протянув. «Возьми меня, как сына взял!» И в тот же миг и сын, и мать превратились в скалы — «Витязя» и «Старуху». С тех пор стоят они, напоминая людям, что родины не посрамили честь. Не далеко и конь ускакал. Настигла и его такая же участь — превратился он в скалу под названием «Варан».
Стоит века и тысячелетия Витязь в застыв¬шей позе, с суровым, решительным взглядом. Не снимает он свой шлем, словно часовой охраняет долину, вселяя в пришедших по¬клониться ему силу, мужество, храбрость. И мать-старушка в стороне стоит. Лицо усеяно морщинами, глаза в даль, на сына смотрят. Она слегка прикрыла веки от неземной усталости, но высоко еще поднята ее голова, тая в себе неведомую силу, и вечно будет так стоять она на восхищение людям, наделяя их долголетием и мудростью.
А Ворон? Что с проклятым вороном стало? Не дал Всевышний ему покоя, как обещала монголка. На всем лету он в камень превратился, упал наземь и гром по долине прошел, закачались могучие кедры, пригнулся кустарник к земле, рассыпались камни, ожерельем легли вдоль скалы. Идолом люди назвали скалу, стоит она, как гранит, с несуразно большой головой. Всевышний наказ ему дал: болезни и боль у людей забирать, лечить, врачевать и природу во¬круг охранять.
Тишина и покой здесь…. «Будьте же люди добрее к природе, берегите этот заповедный край!» — просят вас «Старуха», «Витязь», «Идол».
Подтовила Людмила ФИЛИППОВА