Моты
Село Моты – одно из древнейших русских селений на территории Иркутской области. Название села происходит от эвенкийского слова моты – лось. Когда-то эта местность изобиловала лосями, которые ныне здесь почти не встречаются.
Эвенкийское стойбище. Экспозиция. Музей «Тальцы». Сентябрь 2018г.
По преданию в древние времена на этой территории располагалось эвенкийское стойбище. Лесистые горы, непроходимые болота, стремительная река делали поселение эвенков неприступной крепостью для враждебных племен.
Датой основания села принято считать первую половину семнадцатого века, когда первые переселенцы с севера Руси стали проникать в Приангарье и дальше на восток. Открытие земель в низовье Иркута связывают с казачьим атаманом Иваном Похабовым, что следует из его челобитных, поданных в Сибирский приказ. Известно, что в 1647 году Иван Похабов «ходил войной в зиме на Иркут на братцких людей и на тынгусов». В 1658 году боярский сын Яков Тургенев по поручению енисейского воеводы Ртищева ходил на «новую реку Иркут и на усть той реки Иркута». Такие походы были бы невозможны без ранее оборудованных зимовий и стоянок. Вероятно, одним из таких «зимовий-острожцев» и могло быть будущее село Моты. Село находится в удобном месте на Иркуте, что в свое время позволяло контролировать как водный летний путь, так и зимний, по льду Иркута.
Сохранились записи более позднего периода о том, что здесь жили казаки, наблюдавшие за тункинскими бурятами. Из одной отписки служивых людей енисейскому воеводе Ржевскому видно, что казакам жилось здесь тяжело: «А жить нам государь-батюшка, на тайге, на Мотах не мочно, а места холодные, а лесной зверь в розорь разорил и ест нашу скотину». В 1684 году в Мотах произошло сражение русских и бурят с монголами, которые ранее были захвачены как нарушители границы и после выяснения в Иркутске сопровождались домой. По показаниям казаков, монголы ночью совершили нападение на спящих конвойных. Неизвестно, чем бы закончилась кровавая стычка, если бы в трудный момент русским не помогли буряты.
Фрагмент «Чертёжной карты Сибири 1701 г.», составленной С. У. Ремезовым и его сыновьями.
На карте обозначена деревня Моты
Как значимый населенный пункт село Моты появилось на первой сибирской карте Семена Ремезова в начале 18 века. К тому времени село Моты, как и другие обширные земли с селами и заимками по Иркуту были в собственности Иркутского Вознесенского монастыря, которые были приписаны к монастырю в 1688 на основании царской грамоты на приобретение плодородных земель по рекам Иркут и Белая.
В «Ведомостях церкви Верхне-Иркутской слободы» за 1835 год сохранилась запись о том, что число прихожан Мотского селения составляло 153 человека. В селении была своя часовня в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, в которой совершались общие молебны, панихиды и часы (краткие молитвы). На Божественные Литургии и другие обязательные службы церковного круга прихожане села Моты приходили в Введенскую приходскую церковь. В ХХ веке часовню разобрали. Дом священника сохранился до наших дней. В память об утраченной святыне в 2013 г. в селе Моты установлен Поклонный крест.
Портрет Н. А. Чижова, создан Л. В. Ермолаевой
на основе описания внешности в следственном деле
В 1833 году в Моты был направлен на поселение декабрист Н. А. Чижов. В этом же году по ходатайству матери Николаю Алексеевичу было разрешено поступить в рядовые Сибирского линейного батальона города Иркутска.
В 1864 году в селе останавливался известный сибирский писатель, краевед, исследователь и путешественник М. В. Загоскин. В одном из очерков М. В. Загоскин написал: «Моты стоят на самом лучшем месте… Моты самая веселая деревня, какую я только видел. Но жизнь здесь едва ли весела. В Мотах меньше, чем где-нибудь по Иркуту, удобных к хлебопашеству мест, и здешние жители частью звероловы, частью лесопромышленники, а больше и то и другое».
В 1886 г. в 4-х верстах от селения по ключу Широкопадскому открылся скипидарный завод иркутского мещанина П. Б. Мичурина.
Во второй половине ХVIII века началось строительство Кругобайкальского (Кругоморского) тракта. Одним из опасных участков считался отрезок пути у села Моты, где дорогу пересекает река Каторжанка. Строительными работами руководила полиция Иркутского округа. В рабочем состоянии проезжую часть поддерживали крестьяне притрактовых сел. Им вменялась не только засыпка ям и колдобин, но и ремонт мостов. Заболоченные участки мостили деревянными настилами, а потом засыпали землей.
Кругобайкальский тракт и оз. Байкал ХIХ в.
К середине 19 века Кругобайкальский тракт приобрел вполне цивилизованный вид, по которому путники относительно безопасно могли путешествовать и перевозить почту и прочие грузы. Приметами такой цивилизованности стали почтовые станции. В 1863 году по высочайшему положению Сибирского комитета была разрешена постройка 12 станционных домов, в число которых вошла Мотская почтовая станция и установлена квота на лошадей: до пяти пар почтовых и двух пар «обывательских» лошадей на каждой станции. Стоимость пути определялась расстоянием между ними, за проезд одной версты взимались три копейки.
Мотская почтовая станция. Иркутский краеведческий музей. Фото. 1910 г.
9 сентября 1866 г. в донесении на имя иркутского гражданского генерал-губернатора Шалашникова говорится о том, что «окончена постройка станционных домов Мотского, Большеглубоковского». На постройку Мотского станционного дома затрачено 4 607 р. 40 3/4 к.
Моты были важной промежуточной станцией между Иркутском и Тункой. Известно, что путь этот продолжался два дня. Основная ночевка казаков и бурят, следующих по делам в Иркутск или обратно, проходила в Мотах.
30 января 1871 г. в Управление строительством дорожных частей пришел запрос № 520 на выдачу из Иркутского губернского казначейства 853 р. 21 к. на исправление почтовых станций Мотской и Большеглубоковской. Выделенные средства были использованы на оплату: печнику – 58 р., штукатуру – 22 р. 64 к., плотнику – 25 р., маляру – 1р. 43 к., чернорабочим – 22 р., приобретены сосновые доски на 81 р., масло конопляное на 11 р., железо на 13 р. 20 к. и т. д.
В 1899 году при ремонте тракта Моты – Большеглубоковская трудились 50 китайских рабочих.
В 1899 году в Мотах открылась школа грамоты, которая подчинялась приходу церкви Верхне-Иркутской слободы. Учебный год длился с 1 октября до 1 мая. Такие сроки объясняются тем, что ученики осенью и весной работали вместе со взрослыми, выполняя многочисленные сельскохозяйственные работы. На содержание мотской школы сельское Общество и церковный Совет платили по 150 рублей. Общество обязано было следить за состоянием печей и подвозом дров в зимнее время, организовывало текущий ремонт школы и т.д. В 1910 году школу посещало 20 учеников, их обучала Мария Прохоровна Рогова, которая получила образование в Иркутском училище Е. М. Медведниковой. Школа размещалась в обветшалом частном доме, и церковный Совет предложил построить в селе новое здание. Жители села отказались, так как средств на строительство нового помещения у населения не было. «Они едва пропитываются», – сообщается в одном из донесений в церковный Совет.
В 1900 г. почтовая станция в Мотах официально именовалась станция Подосиновская, Мотского сельского общества, Смоленской волости, Иркутского уезда. В 1961 году станция была закрыта. Помещение станции разобрали.
Ольга Ивановна и Александр Иванович Антипины на фоне Мотской почтовой станции. 1947 г.
Новейшая история Кругобайкальского тракта началась в середине 40-х годов ХХ века. Дорога много раз реконструировалась, менялось покрытие с гравийного на асфальтовое, но протяженность трассы и её направление менялось мало.
Для обслуживания трассы в селе Моты было создано ремонтное предприятие дорожно-эксплуатационный участок № 581(ДЭУ–581). Предприятие отвечало за эксплуатацию дорожного полотна от Чистых Ключей до станции Ангосолка протяженностью 80 км. Для производственного участка были построены теплые гаражи и несколько двухквартирных домов для семей рабочих, приобретена специальная техника: дорожные машины, бульдозер, трактор, грейдер. В 2000 году автопарк предприятия обновили.
Начальная школа, с. Моты 1930 г.
Ученики начальной школы с. Моты. 1935 г.
В 1930 г. в селе открылась начальная школа, в которой обучалось 30 детей. В 1939 г. школу посещало около 60 человек, в 1960-му году число учеников возросло до 100 человек. Решением сельского совета от 20 марта 1961 года начато строительство новой школы. Здание возводили всем селом в праздничные и выходные дни, устраивая субботники. В 1962 г. школа переехала в новое здание. В 1977 г. школу закрыли, помещение разобрали. Дети стали учиться в соседнем селе Шаманка.
В конце ХIХ–в начале ХХ вв. в Мотах насчитывалось 63 двора, в них проживало 348 человек: мужчин 189 человек, женщин 159 человек.
Памятник А. А. Сальникову в с. Моты
В годы гражданской войны на территории села базировались небольшие партизанские отряды Уварова, Рубахина и Попова, которые сдерживали наступление белогвардейских отрядов к Байкалу. Сохранились воспоминания жителей села о гибели героя гражданской войны А. А. Сальникова. По рассказам старожилов А. А. Сальников был зарублен белоказаками на окраине села, он предупредил сельчан о приближении врага. На месте его гибели в 1969 году установлен памятник.
Работники Мотского лесничества. 1940г. (справа в шинели лесничий Батанов)
В 1935-1936 гг. в Мотах образовано лесничество. Площадь лесного массива составляла 38 тысяч гектаров. Хозяйство имело свой лесопитомник, который специализировался на выращивании саженцев кедра. К работам в нем привлекались жители села в качестве лесокультурных рабочих. Лесокультурные рабочие пропалывали поля в питомнике и высаживали на постоянное место молодые деревья.
В мотском лесничестве работали профессионалы высокого класса. Существовали целые семейные династии лесников: Севостьяновы, Коровины, Фёдоровы и др. В 1970-х гг. в лесничестве работал писатель В.Д. Бутовец. Писатель осудил варварское отношение человека к лесу в своей книге «Лейб-гвардия её величества тайги». После выхода в свет издания профессор В. Г. Стадницкий написал В. Д. Бутовцу: «Вещь ты сделал страшную: показал анатомию расхищения, уничтожения леса…»
Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в с. Моты
В годы Великой Отечественной войны из села, были призваны на фронт 83 человека. Не вернулись домой 37 односельчан. В некоторые семьи приносили по две, а то и по три похоронки. В 1995 году в канун 50-летия Великой Победы в селе открыт памятник землякам, погибшим в годы войны.
В 1947 году были открыты клуб и изба-читальня с фондом около 300 экземпляров книг. Первым избачем и заведующим клубом на комсомольском собрании избирается А. А. Ильин. Руководил деятельностью учреждений культуры районный комитет комсомола. Библиотека несколько раз меняла адрес. В 1999 году она переезжает в новое помещение, где находится по сей день. В 2006 году в библиотеке был открыт компьютерный центр «Меридиан», который стал оказывать пользователям современные информационные услуги.
Первый председатель сельского совета с. Моты В. Г. Совостьянов
В 1954 году образован Шаманский сельский совет с центром в селе Моты. Первым председателем сельского совета назначается В. Г. Севостьянов. В состав территории сельского поселения вошли населенные пункты: Шаманка, Куйтун, Выгузово, Березники, Глубокая, Подкаменная. На территории сельского совета работали 5 начальных и одна семилетняя школы, 6 клубов и 3 библиотеки. В 1973 году сельский совет перевели в село Шаманка.
В 1968 году на территории Мот разместился Иркутский питомник охотничье-промысловых собак. Питомник занимал участок площадью 2,6 гектара. Под руководством первого директора питомника О. Г. Самусенко были построены вольеры на 100 голов для собак основного поголовья и 400 голов молодняка, кормокухня, контора, три жилых двухквартирные дома для сотрудников, помещение под дизельную электростанцию, гараж, ледник для хранения кормов, ветеринарный пункт и изолятор. Из отдалённых таежных посёлков Качугского и Казачинско-Ленского районов в питомник завезли 36 щенков, которые применялись в разведении породы восточносибирских лаек. Лучший производитель питомника лайка по кличке Джульбарс в 1972 году стал чемпионом V Всероссийской выставки охотничьих собак. Питомник охотничье-промысловых собак просуществовал более 25 лет.
Вольеры для собак, с. Моты. 1972 г.
В 1993 году село Моты вошло в состав Шаманского сельского поселения Шелеховского района.
Достопримечательности
Удивительная природа села привлекательна для отдыха и туризма. Здесь проходят туристические тропы на один из красивейших скальников Олхинского плато Шаманский утес, начинаются сплавы по реке Иркут на байдарках, рафтах и катамаранах. Достаточно размеренные воды реки и отсутствие огромных водных порогов разрешают опробовать данный маршрут всей семьей, и даже с маленькими детьми.
На территории села находится 5 детских оздоровительных лагерей: «Солнышко», «Солнечный», «Интеллектуал», «Ромашка», «Орленок».
Главные природные достопримечательности села: гора Домашняя, реки Иркут, Верхние Моты, Нижние Моты, Подосиновая, Каторжанка.
Литература:
Загоскин, М. В. Магистр: Роман, рассказы, очерки, статьи / М. В. Загоскин // Иркутск, 1981. – С. 204–209.
Иванов, В. Почтовые Станции Кругобайкальского тракта в 19 веке / В. Иванов // От чистого истока : информ. вестник. Вып. № 4 / сост. Н. И. Волкова, М. Ю. Зырянова. – Шелехов, 2000. – С.19–23.
Судакова, И. В. В стране Сибирской / И.В. Судакова // Шелех. вестн. – 2013. – 28 июня.
Судакова, И. В. История села Моты / И. В. Судакова // От чистого истока : информ. вестник. Вып. № 4 / сост. Н. И. Волкова, М. Ю. Зырянова. – Шелехов, 2000. – С.78–81.
Судакова, И. В. Кавалерист Силин / И. Судакова //Шелех. вестн. – 2008. – 8 мая.
Школа в деревне Моты // От чистого истока : информ. вестник. Вып. № 4 / сост. Н. И. Волкова, М. Ю. Зырянова. – Шелехов, 2000 – С.29–28.
Иркутский питомник лаек // www.pribaikal.ru