Неизвестная Анна Павлова

03.03.2021

«Какие эпитеты, какие определения найти, чтобы рассказать о ней? Секрет ее превосходства над другими балеринами заключается в ней самой. Не танцы владели ею, а она ими владела, она их воплощала. Казалось, что смотришь не на танцы в ее исполнении, а на воплощение своей мечты о танцах. Она летала, как пух. Она растворялась, как облако…Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца! Это было что — то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа выразима словами…» — писала об Анне Павловой ее подруга Наталья Труханова

22 декабря 1907 в Мариинском театре Петербурга был дан благотворительный концерт. На концерте Анной Павловой была впервые исполнена хореографическая миниатюра «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»). Говорят, миниатюру, которая навсегда станет визитной карточкой Анны Павловой, балетмейстер Михаил Фокин придумал для своей любимой ученицы буквально за несколько минут, спонтанно, во время одной из прогулок по набережным Венеции. Сначала «Лебедь» в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые 130 секунд танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла «рана» – рубиновая брошь. Небольшая хореографическая композиция «Умирающий лебедь» стала ее коронным номером, символом русского балета. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Этот танец стал воплощением нежности, хрупкой красоты, подчеркивая ее зыбкость и ранимость любви. Фокин писал, что «Лебедь» в исполнении Павловой был доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Секрет ее успеха был не в исполнении па, а в эмоциональной наполненности и одухотворенности танца. В 1913 году французский композитор Камиль Сен-Санс, на чью музыку был поставлен номер, посетив Анну Павлову в ее лондонском доме, сказал, что именно благодаря ей понял, насколько изумительную музыку написал, и добавил: “Никогда мне уже не сочинить ничего, достойного стать наравне с вашим “Лебедем”.

В 1909 году Павлова отмечала десятилетие служения в Мариинском театре. Прима-балерина – высшее звание в императорском театре – все реже и реже выступала на родной сцене. В 1910 году Анна Матвеевна создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира. Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России – в 1914 году, после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась.

Она очень много гастролировала, выступала перед зрителями, которые до нее никогда не видели балета. Для гастролей Павлова выбирала такие страны, как Египет, Китай, Гонконг, Япония, Бирма, Ява, Малайя, Куба, Филиппины, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия.. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы. В 1921—1925 годах Анна Павлова гастролировала по США. Невероятный успех там, где еще ни разу не ступала ножка на пуантах! Критики называли ее «несравненной Павловой». За блестящими выступлениями скрывался тяжелый труд. Вот, например, перечень выступлений труппы Анны Павловой в США в декабре 1914 года: 31 спектакль в разных городах — от Цинциннати до Чикаго, и ни одного дня отдыха. Такая же картина и в Нидерландах в декабре 1927 года: ежедневные спектакли в разных городах — от Роттердама до Гронингена. И лишь один день отдыха — 31 декабря. За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.

В 1920–1930-е годы «павломания» охватила буквально весь мир. Во время гастролей балерины в Брисбене в двадцатые годы прошлого века фирмой «J. C. Williamson, Ltd.» были выпущены особые шоколадные конфеты «Pavlova», на коробках которых красовалась ее подпись. Французская парфюмерная фирма «Payot» с 1922 года выпускает духи, туалетную воду и мыло с тем же названием. Садоводы вывели сорт роз «Павлова», пепельно-розового цвета с бесчисленными лепестками, напоминающими ее пачку. Возникло даже Общество почитателей Павловой; были созданы и переведены на три языка — немецкий, французский и английский — документальные фильмы о ней, включившие записи прижизненных выступлений артистки. Безусловным шедевром среди них явился фильм «Лебедь бессмертный». В 1926 году Анна Павлова гастролирует по Австралии и Новой Зеландии. Ее представление настолько запомнилось, что в честь нее якобы изготовили торт, который и назвали ее именем, вернее фамилией, правда, с ударением на последнем слоге — Павло́ва.

При всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова, безусловно, оставалась человеком своей эпохи. Как всякая красивая женщина, она любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно. Она придумала себе особый стиль одежды – многослойные тонкие покрывала, которыми обматывала тело. Танцевавшая с Павловой балерина Нина Кирсанова вспоминала: “У Павловой была особая манера носить вещи. Особенно она любила манильские шелковые шали, в которые драпировалась на испанский манер. Они заменяли ей платье. Это стало очень модным, и многие ей подражали…” Имя великой русской балерины Анны Павловой стало на долгие годы эталоном совершенства, определенной маркой непревзойденности в моде.

После многих лет постоянных гастролей Анна стала уставать от такой жизни, но добровольно уйти со сцены она не могла. «Не могу позволить себе заболеть! — рассуждала она. — Пришлось бы распускать труппу, платить неустойки, потом заново нанимать танцовщиков, перешивать костюмы… Знаю, даже умирать придется на бегу!» В 1929 году она серьезно повредила колено, но продолжала репетировать, невзирая на страшные боли. Танцевать становилось все тяжелее…

Она умерла абсолютно неожиданно, накануне своего пятидесятилетия, 23 января 1931 года. Попрощаться с Анной пришли тысячи поклонников, представители всех королевских и княжеских домов Европы, главы государств многих стран мира.
«Секрет моей популярности — в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова. И была права…

Танцующий бриллиант. Памяти Анны Павловой
Листик кружился, но так неуверенно,
Был очарован движеньями плавными
Ветра сурового, ветра весеннего,
Листик кленовый — изящная Павлова.
Был он окрашен не только морозами,
Был он укутан и в радугу юную.
Листик порхал в этом мареве розовом
И отвечал миру звонкими струнами.
Листик скитался… Триумфом увенчанный
Путь этот был точно взмах огневой,
Нежная Павлова! Сильная женщина!
Снился ей ясный рассвет над Невой.
Были объятья Латинской Америки,
Рукоплескали Нью-Йорк и Париж,
Все импресарио бились в истерике
Жадно стремились поднять свой престиж.
Листик метался на грани, отчаянно,
Рвался он снова к родным берегам,
Только мелодия зыбко-печальная
В снимке забытом откроется нам…
Клён уже сбросил все листья багровые,
Лес очарован легендами давними
Ветра осеннего, ветра сурового,
Листик сверкнул нам волшебными гранями.

Наталия Пегас

В Шелеховской библиотеке проходит книжная выставка, посвященная жизни и творчеству великой балерины.

Художественный фильм «Анна Павлова»

Документальный фильм «Анна Павлова. Больше, чем любовь»

Используемые интернет источники:
1. Душа танца. 135 лет со дня рождения Анны Павловой.

https://chippfest.blogspot.com/2016/02/Soul-of-Dance.135-anniversary-of-Anna-Pavlova.html

2. Анна Павлова. Балерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века. https://yandex.ru/turbo/jiyuu.su/s/hudozhniki/serov-anna-pavlova-2.html 

Подготовила: Наталья Букреева,
библиотекарь читального зала РМКУК «ШМЦБ»